Воскресенье
Вход на сайт
  • Статистика

Terra Magica

Едем сами? ДА! Отчеты из путешествий.

Главная » Статьи » Путешествия » Норвегия

Охотники за солнцем. Кейпен.

На вершине Кейпен

С утра подкрепившись, собрав свой нехитрый скарб и сделав традиционные фото поехали искать начало тропы на Кейпен по наводке местных.

Нашли тот одинокий домик в лесу от которого, якобы по рассказам местных начинается тропа, запарковали машину, дошли до домика... - И где та торопа??? Никакой тропы так и не удалось обнаружить, но домик тот и направление вроде правильное.

Полезли по бездорожью в гору, набор высоты очень резкий, периодически останавливались полакомиться ягодами, которые приходилось топтать ногами, они там везде. Что-то подъем у нас с Машей не пошёл, я поняла, что мой вариант это каменистые горные тропы, а путешествие в гору по мху, проваливаясь порой по щиколотку - не наш вариант. Доплелись до перевала, посмотрели куда дальше, переглянулись с Машей и решили, что сегодня не наш день, мы как нибудь тут... Может ещё негатива добавили кучи гнуса и слепней, которые просто зажрали по дороге, даже отдохнуть по нормальному было нельзя... Но Мишка решил не сдаваться, скинул все вещи нам и поскакал дальше с обещанием отзвониться с вершины.

Мы же сначала поплелись обратно, а потом уже и понеслись, отбиваясь от гнуса и слепней всем, что было в руках. В итоге, туда мы шли чуть меньше часа, спустились за 20 минут бегом. Внизу почему-то такого количества слепней не было. Залезли в машину, попили чайку, отдохнули. Время 12 дня, решили расслабиться, послушать звуковую книжку. Когда наскучила книга, после недолгих поисков нашли ручей, умылись, помыли машину. Между делом получили от Мишки 2 смс: "Почти у цели, пошёл на приступ вершины" и "Покорил, собираюсь обратно". Пообедали ягодами, благо далеко идти не пришлось. Отдохнув, сделав всё, что не успевали в путешествии: разобрали вещи, убрались в машине.

Часа в четыре решили позвонить нашему горновосходителю. Оказалось, он идёт по какой-то другой тропе и надо его забрать у озера чуть дальше... Дождались смс "заводи". Завели, поехали. Наш уставший хайкер медленно брёл по дороге навстречу. Оказалось что сильно потянул спину. С трудом загрузили его в машину и решили ехать на пляж с видом на "Зубы", вроде там народ кемперился.

Рассказывает Миша.

Если обратиться к официальной информации то можно узнать, что Кейпен - это вторая по величине вершина острова Сенья (916 метров), и первая, для восхождения на которую не требуется специальная альпинистская подготовка и снаряжение. До старта на вершину, я знал лишь, что с нее открываются великолепные виды на прилегающие окрестности и она в принципе достижима, что подтверждалось отчетами туристов. Ни маршрута подъема, ни ориентиров я не знал. А уж тем более я не представлял, с какими сложностями мне придется столкнуться во время восхождения.

На восхождение и спуск у меня отводился ровно один световой день, так как шел я без снаряжения и девочки должны были ждать меня у подножия горы. Место и время рандеву я должен был уточнить по мобильному телефону после начала спуска. Изучая отчеты о хайкинге на Кейпен, почему-то в моей голове отложилась информация, что высота пика не превышает шестьсот метров, что не смогло сказать на начальной стадии подъема. Уже потом, вернувшись в Москву, я с ужасом обнаружил, что высота пика составляет не 600, а более 900 метров. На протяжении всего маршрута меня терзали мысли, что необходимо заканчивать с вкусными тортиками, плотными ужинами с горячительными напитками, шашлыками на даче по всем мыслимым и немыслимым праздникам, а так же просто без повода. Как я уже потом понял, девочки дошли со мной до отметки ориентировочно 400-450 метров, что для полутора часов восхождения по диким склонам отличный показатель. Именно на этом месте, где я расстался со своими девочками, и начинается мой рассказ.

Расстаюсь со своими девочками где-то на отметке 400 метров. По традиции, оставляю им документы, ключи от автомобиля, ордена, медали, с одежды и белья срезаю метки, чтоб в случае чего нельзя было опознать принадлежность к стране и нации :) Помня о том, что времени на обратный маршрут как всегда будет не хватать, в быстром темпе начинаю подъем в сторону первого хребта-перевала. Пожалуй, это единственная часть маршрута, когда пик не виден совсем. И, надо заметить, я вообще не представлял, каким он будет вблизи. Ближе к 450 метрам исчезли, донимавшие до этого меня и моих девочек слепни и мухи. Примерно через полчаса активного подъема решил сделать первый привал.

Постелив курточку, присел на нее и оглядел окрестности. Первая мысль - красотища-то какая! Мысль вторая - кажется я слишком быстро поднимаюсь. Бобик явно может сдохнуть задолго до того, как достигнет вершины. Обычно, в такие моменты я вспоминаю одно из своих любимых произведений у Джека Лондона - "Смок Белью и Малыш". Особенно самое начало, где Смок учился таскать тяжелые грузы. Принимаю решение, аналогичное тому, которым пользовался главный герой - длинные переходы, длинные остановки. Полчаса подъем, 5 минут перерыв.

Этот этап восхождения можно назвать - шаг вперед, два шага назад. Почти на каждом шагу податливый мох проваливается под натиском подошвы и нога погружается в воду, порой опускаясь в нее практически по щиколотку. Весь склон изрезан маленькими ручейками, мини-водопадиками, озерцами, которые скрываются в траве или мху, а иногда и под ним. Не представляю, как здесь можно поднимать в сезон таяния снега, если здесь сейчас такое. Уже ближе к гребню, вымотался окончательно. В отличие от туристичесих восхождений, здесь нет в явном виде протоптанных троп. Приходится работать не только ногами, но еще и головой, причем в первую очередь. Куда сделать следующий шаг, чем он может грозить, к чему может привести ошибка. Анализ идет постоянно и не прекращаясь...

В какой-то момент плюнул на заданный ритм, расстелил курточку и улегся на нее минут на 15. Лежал, широко разбросив руки и ноги, глядел в очень синее и очень-очень высокое норвежское небо. Почему-то, когда приезжаем в очередной раз в Норвегию, первое на что обращаем внимание - на нереальной высоты небо. Такого у нас не бывает. Обратил внимание, что рядом что-то журчит над ухом. Повернул голову - небольшой водопадик из кристально чистой воды. Подставил под него губы и пил, пил, пил до тех пор, что, кажется сейчас вода начнет литься из ушей. Запоздала пришла мысль, что сейчас намокнет вся куртка, а без нее на вершине будет некомфортно. Но, как оказалось, в очередной раз норвежские боги гор были благосклонны. Лежанку я устроил аккурат между двух ручьев и повернув голову в противоположную сторону, мог бы сравнить вкус воды из другого водопада. Набравшись сил из живительного источника, на удивление хорошо отдохнувший, продолжая восхождение. Добираюсь до гребня и перед мной открывается красавец Кейпен.

Сразу становится понятен дальнейший маршрут движения: по гребню масимально возможно ближе к пику, далее левее по сыпухе с минимальной потерей высоты и вновь по гребню, по камням к самой вершине. Переход по гребню не представляет большой сложности. Я бы даже сказал что это легкая прогулка с поразительными видами, открывающимися с любой точки.

Двигаяcm практически бегом, весело подпрыгивая и напевая себе под нос различные песенки, с каждой минутой приближался к цели своего путешествия. С вершины гребня открываются замечательные виды. Фотоаппаратом можно даже и не целиться. Наводишь приблизительно в нужном направлении и жмешь на спуск. Гарантирую: копка на фотоаппарате под названием "шедевр" существует. И функционирует она исключительно на пике Кейпен в солнечную погоду. Делаю несколько остановок что бы насладиться окружающими видами.

А счетчик обратного отсчета времени в голове: "тик-тик-тик...". Пожалуй, только одна вещь заставляет напрячься на этом участке пути: когда гребень начинает набирать высоту, и метров через 50-100 становится непонятно, что дальше: продолжение пути или непреодолимая пропасть? Если расщелина - это путь обратно, потеря столь желанной высоты, времени, сил... Помните про счетчик времени? Тик-тик-тик... Удача продолжает сопутствовать. До конца пешеходной тропы по гребню добираюсь без приключений. Если и дальше по гребню, то необходимо уже специальная подготовка и снаряжение. Я по левую сторону от меня манит к себе самая высокая вершина острова Кейпен. Дальше я конечно смалодушничал в первый раз. Нужно было стараться без потери высоты пытаться двигаться к левому краю (на верхней фотографии) пика что бы дальше уже по нему закончить восхождение.

Но, потянуло вниз, к снежнику. Как оказалось в последствии, это была сильная потеря высоты, метров 50-70 наверное. Вновь сильно захотелось пить. Водападиков и ручьев поблизости не нашлось, поэтому топил в ладонях снег из снежника и пил его. Сначала пробовал топить во рту, но это оказалось не лучшая идея. Подъем по сыпухе вверх до камней - пожалуй самая сложная часть маршрута. В отличие от туристических маршрутов (Къераг, Прекестолен), где есть цепи что бы держаться, под каждый непрочно лежащий камень подложены несколько поменьше, что бы его зафиксировать, здесь ты один на один со склоном. Ноги постоянно вязнут в сыпухе, камень, который кажется надежной опорой, вылетает из-под ботинка со скоростью пули. Травы или небольших деревьев, что бы ухватиться руками - нет. Голые камни. А они скорее враги а не друзья, только и делают, что пытаются подкараулить горновосходителя и устроить ему очередную пакость. После одной такой начинаю заваливаться на спину и понимаю, что если сейчас упаду, то скорее всего уже не встану. Первый раз за всю свою сознательную жизнь вскрикнул от страха. Как удержался не знаю, но по всей видимости здорово потянул спину.

Подъем свелся к схеме: 5 минут подъем, 15 минут отдых. Подниматься 10 минут подряд меня уже не хватает. Начинаю сильно сомневаться в себе и в своих силах. Я то уверен, что иду на 600 а не 900 метров. Навстречу мне спускается норвежская семья - бабушка и дедушка, седые как лунь, и пара внуков. Поприветствовали друг друга. Удивились, услышав что я из России. Русские здесь на восхождении не частые гости. Еще больше удивились, когда на вопрос, где моя группа, я ответил, что иду один. Уже после сыпухи, поднимаясь практически по камням, встретил спускающуюся еще одну группу туристов. Сколько до вершины? Фифтин метерс. Не веря в свое счастье, переспрашиваю: фифтин ор фифти? Фифтин, фифтин, улыбаются норвежцы, глядя на меня. Последний рывок, и совершенно неожиданно открывается пирамида а вместе с ней и вершина!!!

Шлю приветственную смс-ку девочкам. Обещаю скоро быть. Наивный. Запись в тетрадке восходителей. На вершину приходят еще норвежцы. Знакомимся. Все из окрестных деревень. Прогулка на Кейпен - сродни нашему воскресному выезду на шашлычок. Пришли, распаковали рюкзачки. Разложили скатерку, сверху еда, компоты. Первый раз в жизни с ненавистью смотрел, как люди едят. Хотелось отобрать еду, сожрать ее. На вершине понял разницу между глаголами "съесть" и "сожрать". Второе - тоже самое что и первое, только очень быстро, предварительно отобрав у владельца. Почти все с фотоаппаратами. Фотографируем друг друга на память. Норги разворачиваются обратно, а я еще пол-часа бегаю по вершине, делаю фотки в разные стороны.

Спуск, оказался ничем не легче подъема. По хорошему, нужно было с минимальной потерей высоты двигаться обратно по хребту, что бы потом завершить спуск в точке старта.

Я же тупо пошел вниз. Сначала поплутал между ручьев внизу после сыпухи.

Потом заблудился в кустарнике, выскочив на стадо непуганных коз. Три козы, обрывали кустарник, не обращая на меня абсолютно никакого внимания!!! Обидевшись на невнимательность к моей персоне, отвесил одной из них смачного пендаля! Так вот, коза даже не отвлеклась на меня, продолжая обрывать питательные листочки. Оставив в покое коз-пацифистов, продолжил спуск вниз. В конец заблуджился в каком-то непролазном кустарнике. Поняв, что обратно вверх уже точно не пойду, стал продираться вниз. Вышел к водопаду. Спускаться по камням стало немного легче. по крайней мере питьевая вода всегда была под рукой. Почти спустившись, навел на себя девченок с машиной, которые и подобрали меня. Последние метры спуска прошли почти в тумане.

Уже вернувшись в Москву, прочитал про Кейпен: Высота - 938 метров, маршрут - для продвинутых хайкеров, время в пути - 7 часов туда-обратно. По факту выдвинулся в 11.00. Вернулся в 18.15. Могу считать себя продвинутым хайкером?
    Категория: Норвегия | Добавил: Belyaev (26.01.2012) | Автор: Беляевы Миша и Лена E W