Суббота
26.09.2020
23:48
Категории раздела
Болгария [1]
СОК "Камчия"
Израиль [4]
2013
Испания [10]
2012
Италия [9]
2010
Латвия [4]
Норвегия [46]
2008, 2009, 2011, ...
Россия [4]
2009-2012
Таиланд [7]
2009
Украина [1]
Чехия [6]
Прага
Шри-Ланка [9]
2010
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Terra Magica

    Едем сами? ДА! Отчеты из путешествий.

    Главная » Статьи » Путешествия » Норвегия

    Норвегия-2009. Посещение Adolfkanonen, Battery Theo.
    40,6 см. "Adolfkanonen" является одним из наиболее больших военно-морских орудий, использовавшихся во второй мировой войне в Европе в качестве береговой артиллерии. Батарея в Trondenes была наиболее мощной с огневой точки зрения из всех сооружений гитлеровской Германии,  составляющих так называемую Атлантическую стену Гитлера (Hitler's Atlantic Wall), которая протянулась на 5000 км. от границы между Испанией и Францией на юге, до границы между Норвегией и СССР на севере.



    Надо отметить, что "Adolfkanonen" вообще-то не был самым большим оружием, использовавшимся во второй мировой войне в качестве береговой артиллерии. В России, Японии, Южной Корее использовались аналогичные орудия, лишь незначительно превышающие данный калибр. На вооружении сил США так же стояли орудия калибра 16 дюймов (40,6 см.)



    Но, только в Trondenes полностью сохранилась батарея из орудий "Adolfkanonen", построенная во время войны. Она - наиболее сохранившийся и интересный экспонат из всех сооружений атлантической стены.



    Официальное название самого орудия - 40,6 см Schnell-ladekanone C/34, сокращенно 40,6 см SK C/34. Известно так же под названием "Adolfkanonen" (оружие Адольфа). Орудие было создано в 1934 году немецким военно-промышленным концерном Круппа и предназначалось для установки на немецких линейных кораблях класса H и J (последний - он же класса "Бисмарк"). Это орудие часто путают с 38 см. орудием, называя его Schiffskanonen SK C/34, хотя это не правильно. Орудия 38 см. калибра были самым мощным вооружением до выпуска "Adolfkanonen" и  устанавливались на немецких линейных кораблях Тирпиц и Бисмарк.


    В 1937 году  военно-морские силы Германии сделали заказ 40,6 см. орудий у концерна Круппа (г. Эссен), для установки на новые линейные корабли с водоизмещением 56 200 тонн. Заказ орудий и постройка кораблей были связаны с планом "Z", который предусматривал экспанисю военно-морского флота Германии. Планировалось установить эти орудия на двух строящихся кораблях "Friedrich der Große" и "Großdeutschland". Но, в связи с разворачивающимися боевыми действиями на суше, амбициозным планам Гитлера не суждено было сбыться. План "Z" был отменен, а постройка этих кораблей была остановлена.



    В связи с этим было принято решение использовать произведенные орудия в качестве береговой артиллерии. Предназначенное для установки в корабельных башнях, орудие производилось с учетом его использования в паре с аналогичным орудием как с правой, так и с левой стороны. Но, на суше каждое орудие устанавливалось индивидуально. Длина ствола орудия достигала длины более 20 метров (от 20 300 mm до 21 130 mm в зависимости от конкретного орудия). Угол наклона ствола мог изменяться в диапазоне от 2 до 52 градусов, что вкупе с использованием специально разработанного снаряда "Adolf-shell" позволяло увеличить дальность стрельбы до 56 километров. Скорострельность орудия - приблизительно один выстрел в 2 минуты. Орудийный расчет - 68 человек. Из них - 20, непосредственно в башне.

    По приказу Гитлера, первые три орудия в 1941 году были доставлены в Польшу, на полуостров Hel и образовали так называемую батарею Шлезвиг-Гольштейн для защиты бухты Данциг (Гданьск). Позднее, в  1942 году эти орудия были перевезены во Францию (Sangatte), недалеко от Кале и образовали батарею Линдемана.

    Просмотреть увеличенную карту

    Семь орудий были доставлены в северо-западную часть Норвегии и образовали две батареи. Одна из батарей, созданная на острове Engeloya, Steigen, получила название Battery Dietl. Вторая, из 4-ех орудий в местности Trondenes недалеко от города Harstad, получила название Battery Theo.

    Планируя нападение на Норвегию, Гитлер отверг советы своих помощников и главное наступление назначил на г. Нарвик, как крупный транспортный центр. Цель  состояла в том, что бы обеспечить непрерывную поставку шведской железной руды морем через Нарвик в Германию. Руда была стратегическим ресурсом, необходимым Германии для производства вооружения. Не смотря на то, что после захвата Европы, ею контролировалось 26 млн. тонн добычи руды, только одной Германии требовалось 11 млн. тонн для производства вооружения ежегодно. Шведская железная руда являлась  наиболее качественной  и подходящей для производства оружия.

    Нападения англичан на Лофотенские острова в 1941 г. убедило Гитлера в том, что они (нападения) были сделаны с разведывательной целью для последующего вторжения в Норвегию и захвата Нарвика  с прилегающими областями. Считая Нарвик наиболее важным объектом со стратегической точки зрения, Гитлер отдает приказ об усилении этого региона. Особое внимание уделяется направлению Нарвик-Харстад. Для защиты Нарвика с северного и западного направлений, на берегах фьордов было построено множество различных фортификационных сооружений. Почти четверть из всех размещенных на побережье Норвегии батарей приходилась на архипелаги Офотен, Лофотен и Вестеролен. Кроме этого, батареи защищали морской транспорт, движущийся вдоль западного побережья Норвегии. А всего, для защиты морского побережья, было построено приблизительно 280 различных сооружений.

    Что бы усилить огневую мощь, как я уже говорил ранее, в  регион Нарвика были переброшены восемь 40,6 см. орудий "Adolfkanonen". Одно орудие затонуло вместе с баржой при перевозке, а оставшиеся семь образовали две батареи.

    Для защиты батареи Theo от нападений с моря, немцами было установлено 3 единицы 170-мм орудия и 8 единиц 88-мм орудий. Для защиты от воздушных атак, 11 зенитных орудий калибра от 20-мм до 88-мм. А всего, различных зениток для защиты батареи использовалось 44 единицы.



    После окончания войны, батареи стали собственностью Норвежской армии (вместе с 1 227 снарядами). В 1956 г. батарея с острова Engeloya была разобрана и списана в утиль. У батареи Theo другая история. Последний выстрел из ее орудия был сделан в 1957 г. Не смотря на то, что в 1964 г. батарея была формально распущена, орудия удалось сохранить, и на одном из них до сих пор проходят экскурсии.



    Экскурсия начинается со входа в комплекс, частью которого является само орудие.
     


    На схеме концентрическими окружностями показан радиус действия батарей. Малые окружности - радиус действия стандартных снарядов. Большие - при использовании "Adolf-shell".

    Я уже упоминал, что последний выстрел из батареи был произведен в 1957 г. Так как орудие не имело дистанционного управления, то к спусковому механизму привязали трос длиной около 150 метров, зарядили орудие, развернули его в сторону океана, спрятались в близлежащем лесочке и спустил механизм. Стрельнуло говорят, будь здоров, как и положено такой махине.



    И, чтобы было понятно, почему никто не рискнул произвести залп непосредственно из башни орудия, привожу технические характеристики орудия:

    Калибр орудия: 40,6 см! (чуть-чуть не дотягивает до полуметра)
    Дальность полета 42 800 м (56 000 м для Adolf-shell)
    Скорость полета снаряда: 810 м/с (1050 м/с для Adolf-shell - снаряд летит на околозвуковой скорости !!!)
    Вес снаряда: 1030 кг (600 кг - Adolf-shell)
    Вес капсюля(?): 47-87 кг (76 кг - Adolf-shell)
    Вес порохового заряда: 302-312 кг
    Время между перезарядкой - 102-130 сек
    Максимальная высота баллистической траектории снаряда 12 780 м (21 800 м для Adolf-shell. Это в два раза выше чем летают современные реактивные пассажирские самолеты !!!)
    Вес орудия: 158 тонн
    Длинна ствола 21,5 м

    Вот такая вот махина.

    Далее, с улицы экскурсия переносится во внутренние помещения комплекса. Вот такие коридоры соединяют между собой помещения внутри батареи.


    Нам рассказывают о различных приборах для осуществления связи с батареей.







    Рассказывают о быте обслуживающего персонала


    Обратите внимание на толстые подошвы обуви. Сделано специально что бы увеличить рост военнослужащих для обслуживания высоко расположенных компонент орудия.



    Проходя по узким коридорам попадаем на склад боеприпасов. Орудие могло использовать три различных вида снарядов.



    Желтые снаряды - стандартные снаряды для данного калибра, маркируются как HE-shell (HE от High Explosive). Я перевел как "разрывные".



    Синие снаряды. Маркируются как "Semi-piercing shell". Посмотрел устройство по схемам. Получается, что это бронебойный тип снарядов.



    А вот и специально спроектированные Adolf-shell. Они черного цвета. Не смотря на почти в двое меньший вес, имеют большую дальность полета и такую же мощность как и стандартные снаряды.


    Для сравнения на следующей фотографии можно почувствовать их размер.


    В следующем отсеке - пороховые заряды. В орудии одновременно использовалось два типа пороховых зарядов. Один, он на фотографии слева, весом около 300 кг - в картонной оболочке. Второй, меньшего веса, он на фотографии справа - в металлическом капсюле. Общий принцип был такой - сначала в ствол орудия заряжался непосредственно снаряд. Потом большой пороховой заряд, в последнюю очередь малый. После этого производился выстрел.


    Контейнеры для хранения зарядов.


    Способ транспортировки боеприпасов



    Отсек специального лифта. При помощи него боеприпасы подаются непосредственно в башню орудия.




    Продолжение экспозиции посвящено различным устройствам для обслуживания орудия. Ключи размера "9 на 12" здесь явно не котируются.



    Различные оптические приборы, в том числе для измерения расстояний.



    В этом зале - вычислительные машины для расчета стрельб, прообразы современных компьютеров.



    За таким устройством одновременно работают 4-человека



    Вообще, даже не зная языка, интересно побродить среди экспонатов. Все достаточно понятно.


    Во время экскурсии показывают выполненное в миниатюре изображение окрестных мест. Специально для нас показали, где находился лагерь для советских военнопленных. После экскурсии мы посетили это место.

    И самая наверное, интересная и зрелищная часть - само орудие. Поднимаемся по ступенькам на верхнюю часть комплекса.



    Немного времени тратим на обзор местности и проходим внутрь. Достаточно просторное помещение - место управления орудием - орудийная башня.



    Приборы управления орудием. С этого места осуществляется поворот орудия, а так же угол наклона ствола. Связь с командованием батареи происходит так же отсюда. Обслуживается двумя военнослужащими.



    Лифт для подачи боеприпасов со склада.



    Ближе ко входу (на фото справа) устройство для подачи снаряда.







    Дальше от входа - устройство для подачи порохового заряда. Здесь мы видим, в какой последовательности лежат пороховые заряды.



    Здесь же устройство для управления казенной частью. Можно покрутить рукоятку, открывающую доступ в ствол орудия.



    Возникла шальная мысль залезть в ствол и сфотографироваться. Помешала обильная смазка на деталях механизма. А так, был бы с собой комбинезон, обязательно сфотографировался бы. Оставшееся время проводим рядом с орудием.



    Продолжительность экскурсии - 2 часа. Вполне достаточно, что бы осмотреть всю экспозицию.





    Ссылка на альбом с фотографиями

    << Предыдущая статья                                                                                         Следующая статья >>
    Категория: Норвегия | Добавил: Belyaev (08.08.2011) | Автор: Беляев Михаил E
    Просмотров: 2408 | Комментарии: 1 | Теги: Battery, adolfgun, adolfkanonen, норвегия, theo | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 1
    0
    1 Андрей Морозов   [Материал]
    В ТТХ орудия есть такая строчка: "Вес капсюля(?): 47-87 кг (76 кг - Adolf-shell)". Имеется ввиду не капсюль, а вес ВВ в снаряде. 47 кг - бронебойный, 87 - фугасный. Из этого следует, что Adolf-shell - это облегченный фугасный снаряд.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]